Отметим особенности ремонта применительно к взрывозащищенным электродвигателям.
Текущий ремонт выполняет эксплуатационная служба:
1) очистка двигателя от грязи и пыли;
2) замена смазки в подшипниках;
3) проверка исправности подшипников (в отдельных случаях замена подшипников);
4) проверка сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами;
5) замена смазки на взрывозащищенных и посадочных поверхностях двигателей, подвергавшихся разборке;
6) проверка состояния болтовых соединений взрывонепроницаемой оболочки; частичная замена крепежа;
7) замер доступных взрывонепроницаемых зазоров тех мест, которые подвергались разборке;
8) проверка надежности контакта заземления;
9) проверка надежности работы блокировок и сигнализации;
10) мелкий ремонт кожуха и вентиляторов (правка, рихтовка).
Капитальный ремонт включает объем текущего ремонта, а также (выполняет специализированное предприятие):
1) ремонт отдельных деталей и сборочных единиц, не имеющих взрывозащитных поверхностей (крышек подшипников, кожухов, вентиляторов, щеткодержателей, контактных колец и т.п.);
2) замена любых деталей и сборочных единиц, кроме станин и роторов, деталями и сборочными единицами, поступающими как запасные части;
3) замена отдельных жестких катушек обмоток запасными, изготовленными заводом-изготовителем электродвигателей, когда количество демонтируемых катушек обмотки не превышает 25% их общего числа;
4) замена бандажей;
5) замена подшипников новыми (нереставрированными);
6) подызолировка лобовых частей и выводных концов обмоток;
7) устранение обрывов выводных концов;
8) переклиновка ослабленных клиньев обмоток;
9) пропитка обмоток пропиточным лаком и покрытие лобовых частей электроизоляционной эмалью;
10) сушка электродвигателей с пониженным сопротивлением изоляции.
11)окраска двигателя.
12) замена обмоток;
13) ремонт активной стали статора;
14) ремонт валов;
15) ремонт подшипниковых щитков и корпусов;
16) восстановление элементов взрывозащиты взрывонепроницаемых оболочек;
17) изготовление любых деталей и сборочных единиц;
18) балансировка роторов;
19) замена роторов новыми, комплектными, изготовленными заводом-изготовителем электродвигателей;
20) гидравлические испытания деталей и сборочных единиц взрывонепроницаемой оболочки;
21) электрические испытания.
Периодичность текущего и капитального ремонтов электродвигателей устанавливается графиком ППР предприятия, эксплуатирующего эти электродвигатели, в сроки, установленные на основании ПТЭ и ПТБ, инструкций заводов-изготовителей и других документов, учитывающих условия эксплуатации на данном предприятии.
Рекомендуемая периодичность ремонтов:
Текущий ремонт – не реже одного раза в год для машин с частотой вращения 1500 об/мин и ниже и не реже одного раза в 6 месяцев – для двигателей с частотой вращения более 1500об/мин.
Капитальный ремонт – необходимость и сроки устанавливает служба главного энергетика предприятия, эксплуатирующая электродвигатели, на основе анализа их технического состояния.
При аварийном ремонте электродвигателей, вышедших из строя в результате неправильной эксплуатации, перегрузок и т.д., отнесение его к определенному виду ремонта производится на основании характера повреждений и объема ремонтных работ.
Не подлежат ремонту электродвигатели у которых:
1) разбит корпус;
2) разбиты сложные литые детали (подшипниковые щиты, корпуса коробки выводов и т.п.), кроме случаев, когда эти детали могут быть отремонтированы и подлежат замене;
3) отбито более двух лап или две лапы с одной стороны машины;
4) значительно повреждено железо статора или ротора (кроме случаев, когда ротор не может быть отремонтирован и подлежит замене);
5) выплавлена обмотка ротора;
6) воздушный зазор выше номинального значения зазора, установленного для данного электродвигателя заводом-изготовителем, на 25% и более для двухполюсных и на 15% и более для машин с большим числом полюсов.
Ремонт обмоток и других электрических частей.
Во избежание повреждения изоляции пакета статора и деформации посадочных поверхностей центрирующих заточек станины при демонтаже обмоток с выжиганием изоляции в печах, температура не должна превышать 400оС. В других случаях при демонтаже обмоток необходимо предусмотреть защиту от повреждений посадочных поверхностей и торцов центрирующих заточек станины.
Обмотки и токоведущие части должны быть надежно закреплены, пазовые клинья должны быть плотно забиты в пазы и не иметь слабины.
Класс изоляции, сопротивление изоляции и электрическая прочность изоляции обмоток должны соответствовать требованиям ремонтной документации.
Двигатели на два напряжения должны соединяться на напряжение сети, указанное в заказе.
Электрическая схема обмоток и другие требования по их изготовлению должны соответствовать ремонтной документации.
Электрические щетки должны быть притерты к поверхности контактных колец. Установка на машину щеток различных марок не допускается (тип щетки должен соответствовать ремонтной документации).
Разборка-сборка двигателей, ремонт механических узлов.
Во избежание повреждения посадочных поверхностей деталей и сборочных единиц не допускается разборка машин ударами по выступающему концу вала. При разборке двигателей нельзя допускать перекоса ротора. При замене подшипников должны применяться подшипники классов точности не ниже применяемых заводом-изготовителем.
В остальном ремонт механических узлов должен соответствовать ремонтной документации.
При сборке двигателей свободное пространство камер подшипниковых узлов должно быть на 0,65 объема заполнено смазкой, указанной в ремонтной документации, а для двигателей с частотой вращения 3000об/мин – на 0,5 объема.
Витки проволочных бандажей должны быть наложены плотно, без пропусков и перекрещиваний. Каждый слой проволочного бандажа должен быть пропаян. Замки бандажа должны быть плотно подбиты и пропаяны. Весь бандаж должен иметь блестящую поверхность, без черновин и пятен. При постукивании легким молотком бандаж не должен издавать дребезжащего или глухого звука.
Испытания электродвигателей после ремонта должны проводиться в соответствии с требованиями, указанными в параграфе 2.4.
Программа приемо-сдаточных испытаний для электродвигателей с видом взрывозащиты “e” принимается в соответствии с техническими условиями заводов-изготовителей или должна разрабатываться в соответствии с ГОСТ 22782.7-81 с последующим согласованием с испытательной (контролирующей) организацией.
Электрические испытания, входящие в программу приемо-сдаточных испытаний, которым должен подвергаться каждый отремонтированный электродвигатель, в зависимости от вида ремонта, приведены в таблице 1.
Каждый отремонтированный электродвигатель должен пройти обкатку без нагрузки при номинальной частоте вращения в течении следующего времени (не менее):
- мощность двигателя до 1кВт – 5минут;
- от 1 до 10кВт – 15 минут;
- от 10 до 100кВт – 30 минут;
- от 100 до 1000кВт – 1 час;
- свыше 1000кВт – 2 часа.
Маркировка отремонтированных электродвигателей.
Каждый отремонтированный электродвигатель должен иметь знак исполнения по взрывозащите, (маркировка должна соответствовать маркировке, указанной в ремонтной документации) и снабжен ремонтной табличкой (см. п. 2.3).
В случае неудовлетворительного состояния таблички завода-изготовителя, либо ее отсутствия должна быть прикреплена новая табличка, на которой указывается (желательно в следующей последовательности): наименование или товарный знак ремонтного предприятия; тип электродвигателя; номинальная мощность; соединение фаз; номинальное напряжение; номинальная частота вращения; номинальный ток статора; номинальное напряжение и ток ротора (для двигателя с фазным ротором); ремонтный номер; дата выпуска из ремонта (год, месяц).
Гарантийный срок службы отремонтированных электродвигателей устанавливается соответствующими нормативными документами.